Про
Волю |
Чтобы понять Это, советую обратиться к Гегелю (коллективная воля, или Дух "Философия права"), пробежавшись по Канту (свободная воля "..."), затем метнуться к Ницше (воля к власти "Воля к власти"), потоптаться в "структурализме" Фуко (воля к истине "Воля к истине"), и закончить путешествие в постструктурализме с поздним Бартом, опять-таки Фуко, и уж непременно с Делёзом (воля к удовольствию "Тысяча плато: Капитализм и шизофрения", "Анти-Эдип")... мертвых личностей ... не надо сюда приплетать вы все равно не знаете что именно автор имел ввиду этими высказываниями Ну ни фига себе! А почему бы, коль мы заговорили на старом языке, не приплести сюда самих авторов понятия "воля"? Благодаря им и таким как они мы и знаем, пусть сумрачно, что это такое и можем рассуждать о воле, не понимаемой как "божья воля". Это, дорогие мои, называется "современным мышлением" (я, грубо говоря, есть субъект своего действия), которого все мы-- счастливые пленники вот уже несколько сотен лет. Мне бы, конечно, следовало бы вкорячить в список еще и Декарта, ведь, как считается, это он был первым, кто заявил о "Я" в центре универсума. Ну так я многих оставил без внимания, так что пусть он не серчает на меня>>>>>>>>>>>>>>>>>> |
|
Что касается второй части возражения, того, что язык авторов недоступен и поэтому их идеи в настоящем рассуждении, якобы, неуместны, ну так почему бы не удовлетвориться не только наложением рестрикций на "мертвые" личности, а с таким же успехом-- на "живых" авторов, то есть на самих себя? Вот передо мною текст Гегеля, а вот наш... С чего вдруг мы посчитали, что текст Гегеля менее прозрачен, чем наша, не в обиду сказано, писанина? Мой современник такой же для меня фантом, как и Гегель. И для моего современника в этом смысле я-- не менее призрак чем Кант. Разница лишь в том, что мысли "покойников" плотнее наших и выражение их более развернутое. Конечно можно было бы согласиться с тем (и на том самом успокоиться), что "воля"-- это настойчивость (когда Б. упрекает М. в слабоволии, он имеет в виду то, что М., как будто, свернул в чём-то в сторону, в каком-то деле, которое Б., в отличии от М., считает важнее всех прочих из представленных в тот момент его собеседнику), но такое определение неудовлетворительно. Оно неудовлетворительно потому, что мы не видим никакой разницы между волей и ненастойчивостью. По сути мы подменяем одно понятие другим. Можно также легко усомниться в правомерности такой подмены: ведь вполне может быть что шаг в сторону, за который М. получает "неодобрямс" был не менее волевым, чем предлагаемый ему прямой курс. А что же у Гегеля? Покойный немец всё еще, как видно, оригинален тем, что рассматривал волю вне контекста практического действия. Он, как один из первых психологов, схематизировал человеческое мышление как эндогенный процесс. |
|
ПРО ВОЛЮ ПРОДОЛЖЕНИЕ |
Если взять ум, то развитие его можно описать как начинающийся в чувствах, затем достигающий стадии "репрезентативного" мышления (когда мы чему-либо находим синоним и таким образом, в символах, разумеем первое), переходящий в стадию мышления "собственного" и, наконец, превращающейся в волю. Воля-это некое состояние ума! Что это за состояние? Воля-- это способность (ох! покойник мне этого, боюсь, не простит) "абстрагироваться" от чего бы то ни было и, одновременно, "конкретизироваться", т.е. давать себе определение (самоопределение), утверждать в себе какую-либо сущность, своими собственными усилиями принимать форму, наполняться содержанием. И так видно, что воля у Гегеля-- высшая стадия интеллектуального развития (она не настойчивость и не какая-нибудь там способность действовать как захочется) и состоит из трех компонентов, которые следует рассматривать всегда только вместе: 1. Элемент чистой неопределенности-- момент беспримесной рефлексии Я, отражения этого Себя в самом Себе. Короче говоря, этот элемент подразумевает момент, в который рассеивается перед Я всякое ограничение или содержание, предписываемое природой, нуждами, желаниями, импульсами и пр. Чистая мысль о Себе. Абсолютное абстрагирование. 2. Момент перемещения от пункта абсолютного абстрагирования, "индифференцированной неопределенности" Я к пункту дифференциации, детерминации, помещения себя в конкретное содержание, к точке объектификации Себя. Эго, уже соблюдая некий принцип, начинает своё "определенное" существование. Специфитизация Эго. 3. Момент синтезирования абстрагирования и специфитизации Эго. Воля-- это единство противоположностей. Проще говоря, это одновременное решение "Нет" и "Да". То есть, если вернуться к тому самому М., то волей здесь следует скорее называть его шаг в сторону; ни сам по себе шаг, а некий умственный процесс, некое состояние на момент принятия решения, момент переживания самого себя в мире и мира в самом себе и сил его угнетающих/освобождающих. Правда следует оговориться, что этот М. давал себе отчет в том, что делал. Вышесказанное, конечно,-- грубый аборт гегельянской концепции воли. Но даже в таком виде, чем не устраивает этот план изложения? Что здесь может быть непонятного? По-моему, из под пера Гегеля вырисовывается очень даже элегантная картинка. В общем же, читайте его "Энциклопедию философских наук" и "Философию прав". Они не покажутся бесполезными ресурсами, если вы, конечно, не понарошку интересуетесь смыслом предложенного на обсуждение понятия "воля". |
|