Про Волю
автор
Убей Поэта

(Alexei Dechevoi - Philosophical Diary )



Алексей
Дешевой
(справка)
Живет в Нью-Йорке, пишет в различные журналы, в том числе статьи об искусстве. иногда приезжает в Москву. На правдозе можно прочтать несколько философских статей Убей Поэта. Встретить и поговорить с ним можно иногда по утрам в чате Ома. Любит блондинок, вечеринки с друзьями, фотографировать. Не любит: московское такси









Чтобы понять Это, советую обратиться к Гегелю (коллективная воля, или Дух "Философия права"), пробежавшись по Канту (свободная воля "..."), затем метнуться к Ницше (воля к власти "Воля к власти"), потоптаться в "структурализме" Фуко (воля к истине "Воля к истине"), и закончить путешествие в постструктурализме с поздним Бартом, опять-таки Фуко, и уж непременно с Делёзом (воля к удовольствию "Тысяча плато: Капитализм и шизофрения", "Анти-Эдип")... мертвых личностей ... не надо сюда приплетать вы все равно не знаете что именно автор имел ввиду этими высказываниями Ну ни фига себе! А почему бы, коль мы заговорили на старом языке, не приплести сюда самих авторов понятия "воля"? Благодаря им и таким как они мы и знаем, пусть сумрачно, что это такое и можем рассуждать о воле, не понимаемой как "божья воля". Это, дорогие мои, называется "современным мышлением" (я, грубо говоря, есть субъект своего действия), которого все мы-- счастливые пленники вот уже несколько сотен лет. Мне бы, конечно, следовало бы вкорячить в список еще и Декарта, ведь, как считается, это он был первым, кто заявил о "Я" в центре универсума. Ну так я многих оставил без внимания, так что пусть он не серчает на меня>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Что касается второй части возражения, того, что язык авторов недоступен и поэтому их идеи в настоящем рассуждении, якобы, неуместны, ну так почему бы не удовлетвориться не только наложением рестрикций на "мертвые" личности, а с таким же успехом-- на "живых" авторов, то есть на самих себя? Вот передо мною текст Гегеля, а вот наш... С чего вдруг мы посчитали, что текст Гегеля менее прозрачен, чем наша, не в обиду сказано, писанина? Мой современник такой же для меня фантом, как и Гегель. И для моего современника в этом смысле я-- не менее призрак чем Кант. Разница лишь в том, что мысли "покойников" плотнее наших и выражение их более развернутое. Конечно можно было бы согласиться с тем (и на том самом успокоиться), что "воля"-- это настойчивость (когда Б. упрекает М. в слабоволии, он имеет в виду то, что М., как будто, свернул в чём-то в сторону, в каком-то деле, которое Б., в отличии от М., считает важнее всех прочих из представленных в тот момент его собеседнику), но такое определение неудовлетворительно. Оно неудовлетворительно потому, что мы не видим никакой разницы между волей и ненастойчивостью. По сути мы подменяем одно понятие другим. Можно также легко усомниться в правомерности такой подмены: ведь вполне может быть что шаг в сторону, за который М. получает "неодобрямс" был не менее волевым, чем предлагаемый ему прямой курс. А что же у Гегеля? Покойный немец всё еще, как видно, оригинален тем, что рассматривал волю вне контекста практического действия. Он, как один из первых психологов, схематизировал человеческое мышление как эндогенный процесс.

ПРО ВОЛЮ

ПРОДОЛЖЕНИЕ


.











Если взять ум, то развитие его можно описать как начинающийся в чувствах, затем достигающий стадии "репрезентативного" мышления (когда мы чему-либо находим синоним и таким образом, в символах, разумеем первое), переходящий в стадию мышления "собственного" и, наконец, превращающейся в волю. Воля-это некое состояние ума! Что это за состояние? Воля-- это способность (ох! покойник мне этого, боюсь, не простит) "абстрагироваться" от чего бы то ни было и, одновременно, "конкретизироваться", т.е. давать себе определение (самоопределение), утверждать в себе какую-либо сущность, своими собственными усилиями принимать форму, наполняться содержанием. И так видно, что воля у Гегеля-- высшая стадия интеллектуального развития (она не настойчивость и не какая-нибудь там способность действовать как захочется) и состоит из трех компонентов, которые следует рассматривать всегда только вместе:
1. Элемент чистой неопределенности-- момент беспримесной рефлексии Я, отражения этого Себя в самом Себе. Короче говоря, этот элемент подразумевает момент, в который рассеивается перед Я всякое ограничение или содержание, предписываемое природой, нуждами, желаниями, импульсами и пр. Чистая мысль о Себе. Абсолютное абстрагирование. 2. Момент перемещения от пункта абсолютного абстрагирования, "индифференцированной неопределенности" Я к пункту дифференциации, детерминации, помещения себя в конкретное содержание, к точке объектификации Себя. Эго, уже соблюдая некий принцип, начинает своё "определенное" существование. Специфитизация Эго. 3. Момент синтезирования абстрагирования и специфитизации Эго. Воля-- это единство противоположностей. Проще говоря, это одновременное решение "Нет" и "Да". То есть, если вернуться к тому самому М., то волей здесь следует скорее называть его шаг в сторону; ни сам по себе шаг, а некий умственный процесс, некое состояние на момент принятия решения, момент переживания самого себя в мире и мира в самом себе и сил его угнетающих/освобождающих. Правда следует оговориться, что этот М. давал себе отчет в том, что делал. Вышесказанное, конечно,-- грубый аборт гегельянской концепции воли. Но даже в таком виде, чем не устраивает этот план изложения? Что здесь может быть непонятного? По-моему, из под пера Гегеля вырисовывается очень даже элегантная картинка. В общем же, читайте его "Энциклопедию философских наук" и "Философию прав". Они не покажутся бесполезными ресурсами, если вы, конечно, не понарошку интересуетесь смыслом предложенного на обсуждение понятия "воля".










Убей Поэта! Я в третий раз прошу высказать ваше личное мнение по этому вопросу и привести свое определение, а не хвалиться своей эрудицией, в то же время уходя от ответа. И пишите короче! Извиняюсь. Времени не было ответить вовремя. И если третий раз-последний раз, тогда мне, пожалуй, следует поторопиться. Не понимаю, в чем ценность краткого изложения. Мы даже не выяснили, озаглавив тему "волей", что мы, собственно, имеем в виду, что мы хотим обсуждать. "Воля" может означать некую область субъективного (желания, намерения, чувства и пр.), способность осуществлять свои желания и пр., просто стремление к осуществлению целей, просто пожелание или требование, власть и возможность распоряжаться чем-либо, свободу. Если вас интересует вопрос, что мы можем наименовать "волей", то пожалуйста. Правда я не думаю, что такое рассмотрение будет сколько-либо ценным. Думаю, что воля-- это некоторое состояние организованного сознания, некое "конструктивное" настроение что ли. В своём понимании я исхожу из предположения, что человек, брошенный в мир, натурально стремится сложить представление о мире и затем или параллельно организовать мир в соответствии со своим представлением о нём. Воля в этом смысле содержит в себе некий резервуар представлений о мире, который постоянно пополняет и к которому постоянно обращается; и реализуется в определенных психических реакциях на внешние явления. Воля индивидуальна. Причем я бы назвал волею даже этот самый "натуральный" момент, естественное стремление, скорее предрасположение, к упорядочиванию мира и своего сознания. То есть здесь как бы два момента: естественный волевой момент и сознательный волевой момент. Но мне нечего пока сказать о естественной воле, кроме того, что она должна быть, рассуждая логически. Поэтому она отодвигается на задний план моего определения. Я бы не сказал, что изменение мира есть единственная форма реализации воли, как она вам представляется. В моём понимании, воля проявляется и в консервации мира. Она не только способна влиять на внешний порядок вещей, но и питаться влиянием внешних порядков и собою репродуцировать их, что собственно, и называю консервацией мира. Только в этом смысле можно говорить о некой "коллективной воле". Но воля не настолько "коллективная", насколько она "индивидуальна". И я бы не противопоставлял коллективную волю индивидуальной, так как для меня два этих понятия находятся на разных уровнях анализа. Можно сказать, что "коллективная воля" есть всего лишь результат, или скорее последствие, индивидуализации воли. Не знаю, как такой ответ может считаться ответом в полном смысле слова, ведь он заключает в себе больше проблем, чем представляет из себя некое решение.
Об Эдике Лимонове и Литкрите

Разумный вопрос: Почему Лимонов взялся писать биографию этого денежного мешка и властного гангстера? Официальный ответ: Патамушта Лимонов, дескать, не хотел преуспеть в писательской деятельности; он, якобы, не захотел расти в клумбе с "процветающими" в литературных парниках! Интересно, это все мотивы, которые способен разглядеть в писательской манере Лимонова главный редактор журнала, и кто эти самые "процветающие", если не сам и прежде всего Лимонов? Что ж! Сильный анализ! В лучших традициях Литкрита! Но только если это действительно так, если и правда Лимонов поскромничал, почему бы автору было не писать в какой-нибудь "Садовод-любитель", накрывшись псевдонимом?

Hosted by uCoz